bantaputu: (Default)
[personal profile] bantaputu
Дружины древних русских князей были постоянным профессиональным войском, по крайней мере в своём "костяке". В лице монголов русские столкнулись с войском массовым - и потерпели поражение. Постепенно на Руси стало формироваться пригодное для обороны от нашествий орд войско массовое - в пригодном для того времени формате феодально-земского ополчения. Рассказывают, что Царь Иоанн Васильевич мог на короткое время собрать войско в триста тысяч человек, а Царь Борис Годунов, по некоторым, возможно, преувеличенным данным, в иные моменты собирал до полумиллиона вооружённых - после чего обескураженные крымцы отступали без сражения.

Недостатки ополчения были очевидны современникам в степени достаточной, чтобы задуматься о создании той или иной профессиональной армейской структуры. Первой масштабной попыткой создать армию, не опирающуюся на военные мобилизационные возможности бояр и земств была опричнина. К сожалению, должных боевых качеств опричники Царю продемонстрировать не смогли, отчасти, вероятно, вследствие своей вовлечённости во внутреннюю политику (совмещение функций армии и политической полиции). Тем не менее, необходимость в определённом количестве подчинённых центральной власти профессиональных военных администраторов и носителей военной премудрости, таких, как боярская тысяча, была несомненной и, очевидно, являлась главной причиной постепенного введения крепостного права.

Схематично взаимоотношения русских крестьян и профессиональных военных в рамках крепостной системы можно представить так: земля принадлежит общине, а на общину возложено тягло содержать профессионального военного (офицера, говоря нынешним языком). По крайней мере, так положение дел выглядело с точки зрения крестьян. Крестьяне относились к такой ситуации как к более или менее приемлемой, по крайней мере по сравнению с угрозой увода в мусульманское рабство. Психологический раскол между точками зрения крестьян и управлявшей Россией военной аристократией возник после формального освобождения дворян от необходимости службы Петром Третьим и усугублен усилиями по переводу земли в собственность дворян, начавшимися при Екатерине Второй. Несмотря на то, что после отмены крепостного права подавляющая часть земли постепенно перешла в собственность крестьян, с психологической точки зрения раскол не был преодолён до самого конца России - с известными последствиями.

Между тем, существовала возможность обеспечить внутреннее согласие при следовании необходимым в военном деле тенденциям.

После окончания Смуты, конец которой положило, фактически, земское ополчение, в силу очевидных военных преимуществ и ради обеспечения интересов центральной власти во внутренней политике процесс формирования постоянной армии продолжился. Через полки "нового строя" и стрельцов Россия добралась до регулярной, при этом профессиональной, армии во вполне современном понимании. Эта профессиональная армия и составила славу и гордость империи в следующие без малого двести лет (тогда, как армия призывная ни русско-японскую, ни Великую войну выиграть не смогла).

Принципиальное отличие всех форм ополчения от регулярной армии в том, что в ополчении профессиональными военными являются только офицеры (дворяне, рыцари), а в армии регулярной также и солдаты. То есть, с внедрением нового военного порядка солдаты переходят на постоянное содержание (если не рассматривать нехарактерную практику военных поселений). При этом возникает естественный вопрос: на чьё содержание?

Пётр Великий решил вопрос просто: содержание за государственный счёт. В результате в стране возникли две параллельные системы финансирования военного дела: одна для офицеров (дворян), и другая для солдат. В принципе, в этот момент можно было полностью отказаться от поместного крестьяно-владения в пользу оплаты ратного труда из государственной казны, то есть превращения помещиков в государственных служащих. Однако ряд причин препятствовал такому подходу. Во-первых, денежная система и общая товарность экономики ещё не были готовы к обеспечению нужных для сего объёмов товарно-денежных потоков, распределяемых через государственный бюджет. Во-вторых, отказ от изъятия продукта крестьянского труда через обязанности крепостных в пользу податей привело бы к снижению уровня жизни дворянства, на что это сословие было бы не согласно. В-третьих, рост процента продукта страны, распределяемого государством, привело бы, возможно, к катастрофическому росту коррупционного изъятия из такового. В-четвёртых, и, возможно, в-главных, помещики исполняли функцию налоговых агентов правительства, причём делали это бесплатно для правительства. Отказ от использования помещиков привёл бы к необходимости создания "с нуля" новой налоговой службы, которой было бы сложно работать ввиду её "оторванности" от крестьянского быта. В целом, идея заменить власть помещика податями была для России XVIII века хоть и логичной, но практически не реализуемой.

Однако, была реализуемой более простая, но при этом столь же логичная применительно к содержанию профессиональной армии схема. Речь идёт о постановке солдат на крестьянское довольствие наравне с офицерами. И дворянин, и солдат служат Царю. Общине вменяется в обязанность кормить обоих. Как мне кажется, это совершенно логичная схема обеспечения армии в тех условиях.

Внимание податей (пусть опосредованное через помещика) было долгом крестьян Царю, а содержание помещика психологически было долгом помещику. Представим себе, что вместо большей части податей Царю появилась необходимость платить долг солдатам, из этой же общины и рекрутированным. Общий объём обязанностей крестьян не изменился бы. Но солдаты и офицеры (дворяне) психологически воспринимались бы как единое целое, как армия (чем они, на самом деле, и являлись). Таким образом, не могло бы возникнуть отчуждения к дворянам как к чему-то особенному. Армия содержалась бы без различия в званиях и сословиях - как и в ситуации замены поместий налогами.

Фактически дворяне и солдаты были бы сровнены друг с другом в статусе - государственных "военных крепостных", содержание которых вменено общинам, которым, в свою очередь, принадлежит земля. Добавим к этому право для лучших солдат к производству в офицеры (каковое, фактически, существовало). В такой ситуации указ об освобождении дворян (офицеров) от обязательств не мог бы появиться, поскольку нельзя было бы освободить от обязательств также и солдат - и остаться без армии. Освобождение от крепостной зависимости могло бы идти по мере развития налоговой системы и общего товарного хозяйства.

Суть сценария в создании Петром Великим особого служилого сословия, не разделённого на офицеров и солдат как на два разных сословия. (К статской службе всё сказанное также относится). Просто в Табели о рангах было бы не 14 позиций, а 20, например. Как мне кажется, подобный подход мог бы вписаться в общую механику реформ Петра. Но отдалённые социальные последствия такого подхода были бы существенно иными, чем реально случившиеся.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

bantaputu: (Default)
bantaputu

January 2026

S M T W T F S
    123
456789 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 12th, 2026 10:01 am
Powered by Dreamwidth Studios