bantaputu: (El juez Garzón)
[personal profile] bantaputu
Мало кто из числа высказывающихся по вопросу о воспитательной роли истории отказывает себе в удовольствии указать, что воспитательная роли истории чрезвычайно высока, что знание прошлого своей страны и своего народа исключительно важно для формирования стремления следующего поколения к достижению достойного будущего. Подобный взгляд является, фактически, общим местом, однако я позволю себе немного порассуждать по его поводу.

Предположим, что история утверждает, что народ А всегда враждовал с народом Б, и тем самым воспитывает молодёжь народа А в духе вражды по отношению к народу Б. Предположим, что данный дух вражды практически выражается в стремлении народа А отобрать у народа Б территорию Х, на которой, скажем, мёдом намазано.

Теперь предположим, что внезапно в голубом вертолёте прилетает Новая история, которая абсолютно убедительно (посредством полученных при помощи машины времени видеозаписей, например) доказывает всем и вся, что на самом деле народ А никогда не враждовал с народом Б, а совсем наоборот, и что вражда началась тогда, когда на принадлежащей народу Б территории Х нашли мёд. В этом случае воспитательная роль истории, побуждающая народ А к вражде с народом Б, исчезнет.

Но исчезнет ли конфликт из-за территории Х? Нет, поскольку спорный мёд останется таковым. Конфликт будет развиваться без вспомогательной роли истории, но никуда не исчезнет.

Спрашивается, а зачем тогда вообще нужна воспитательная роль истории? Может быть, людей следует обучать не истории, а их объективным интересам, а историю оставить историкам? Почему историю постоянно пытаются впрячь в телеги различных конфликтов, очень часто при этом преодолевая её, истории, сопротивление? Если есть объективный интерес, что ещё нужно? Чего не хватает и недостаток чего восполняет избыток истории (и "истории")?

А нужно единство общества в отношении представления об интересах, не хватает именно такового единства; его недостаток и восполняется избытком исторической проблематики в воспитании и пропаганде. Если мёд с територии Х, которую народ А хотел бы отобрать у народа Б, достанется не всему народу А, а лишь его небольшой части, то оставшейся большой части тоже нужно что-то предложить, чтобы она согласилась нести тяготы противостояния с народом Б. Если делиться с большинством мёдом меньшинство не планирует, то в качестве замены большинству предлагаются воображаемые ценности, в частности чувство исторической справедливости. Отсюда внимание к воспитательной роли истории.

Полагаю, что рост внимания, уделяемого в том или ином обществе воспитательной роли истории и псевдо-истории, прямо коррелирует с ростом коэффициента Джини. И напротив, в чем большей степени выгодоприобретателем политики является общество в целом, в тем меньшей степени политику приходится оправдывать историческими экзерсисами и тем проще оправдать её объективным разговором об интересах общества. Чем однороднее распределение доходов и выгод, тем больше история может сосредотачиваться на себе самой, предпочитая научные истины пропагандистским усилиям.

Объедините народ интересами, и вам не нужно будет лгать ему. Правда, придётся поделиться мёдом, да. Но умеючи в эту игру можно играть с ненулевой суммой, и затраты могут быть окуплены.

Путь к исторической правде состоит в уменьшении разрыва между доходами правящих и трудящихся классов.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

bantaputu: (Default)
bantaputu

January 2026

S M T W T F S
    123
456789 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 03:57 am
Powered by Dreamwidth Studios