bantaputu: (Default)
[personal profile] bantaputu
Надеюсь, никого не нужно убеждать в том, что современное общество существенно отличается от обществ прежних времён - при всём их многообразии. Совокупность обществ прежних времён уже привычно называть обществом традиционным; я поступлю так же.

Традиционное общество трансформировалось в современное постепенно, за счёт количественных изменений, каковые, как мне кажется, уже вполне явственно переросли в изменение качественное. Количественное изменение, о котором я говорю, это изменение числа используемых технологий и, соответственно, числа производимых общественно востребованных продуктов. Мы говорим о росте количества на несколько порядков, сопровождающимся появлением множества областей применения труда, которых ранее вообще не было. Многие из этих новых областей связаны с воздействием на сознание отдельных людей либо масс, другие являются отражением современных представлений об уровне сложности материальных объектов. И те, и другие предполагают рост специализации, далеко не всегда оправданный удлинением технологических цепочек.

В результате современное общество предлагает человеку количество поприщ, несравнимое с тем, которое могло предложить общество традиционное. Всего лишь менее, чем 200 лет тому назад выбор молодого человека известного социального круга мог быть ограничен "красным" и "чёрным" (службой в армии либо в церкви). Эти две области внутри себя обладали небольшим разнообразием; так "стать военным" могло означать выбор между пехотой, кавалерией, артиллерией, флотом и едва начавшими оформляться, как самостоятельные, инженерными войсками. В принципе, эти пять вариантов исчерпывали список военных поприщ - хотя можно было ещё научиться рисовать карты или стать военным врачом. В современной армии количество профессий отражает техническую сложность цивилизации и многообразие факторов войны, простираясь от хакера до боевого пловца, от специалиста по контрпропаганде до космонавта-исследователя. И ведь мы сейчас говорим об одной из наиболее консервативных, зарегулированных и подчинённых относительно косной структуре - государству - областях человеческой деятельности.

При этом сам человек едва ли сильно изменился. Обучаемость среднего индивидуума, видимо, возросла за счёт совершенствования обучающих технологий, их массированного применения и роста информационной насыщенности среды обитания, что вызывает соответствующую привычку к поглощению и обработке информации. Однако данный эффект вполне нивелируется ростом объёма знаний и навыков, необходимых для достижения успеха на том или ином поприще, каковой рост обусловлен изощрением технологий и необходимостью их увязки друг с другом. В результате затраты времени, необходимые индивидууму для обеспечения необходимого для успеха уровня своей пригодности, как минимум не уменьшились со Средних веков. К примеру, во многих странах считается нормой, когда до получения полной самостоятельности в практике врач учится, проходит ординаторскую стажировку на протяжении 15 лет. Вкупе со школьным обучением это даёт срок около 25 лет, то есть примерно треть от ожидаемой продолжительности жизни, считая младенчество и старость.

Таким образом, количество поприщ возросло на порядки, а средняя сложность освоения поприща как минимум не уменьшилась. Добавляем в картину то обстоятельство, что технологии не просто непрерывно появляются, но и сменяют друг друга - десять новых приходят на смену одной старой, которая уходит в отставку. При этом цикл смены технологий по продолжительности сопоставим со временем обучения наиболее сложным из них. Отягощающим ситуацию обстоятельством оказывается то, что в силу ряда факторов, включая заинтересованность инвесторов в рекламе, реальная практическая ценность многих технологий проявляется лишь по истечении заметного времени. В совокупности перечисленные обстоятельства приводят к радикальному, по сравнению с традиционным обществом, росту вероятности ошибки при выборе поприща - при как минимум той же, измеренной в годах жизни, цене ошибки.

Нередко говорят о необходимости непрерывного пожизненного дообучения как о средстве решения проблемы ненужности навыков, связанных с устаревающими технологиями. Опровергать безусловную полезность данного подхода едва ли возможно, хотя и нельзя забывать о том, что с возрастом обучаемость снижается по физиологическим причинам. Однако, будучи верным с точки зрения определения наиболее эффективной стратегии, такой подход не даёт никаких гарантий успеха. Ошибочное или малоэффективное решение может быть принято в любой итерации, при каждом выборе направления дообучения. Рост числа итераций автоматически неприятно приближает вероятность ошибки к единице.

Традиционное общество, оперировавшее относительно небольшим количеством относительно медленно менявшихся технологий, сформировало устойчивый стереотип самопозиционирования в обществе, заключающийся в представлении о необходимости овладения профессией и, тем самым, обретения гарантии востребованности. Смена обстоятельств сделала данный, когда-то архиполезный, стереотип весьма ненадёжной опорой. Традиционный путь из верного средства превратился в лотерею. Рекомендовать его как системную опору взгляда на социализацию совершенно некорректно.

Социализация индивидуума в традиционном обществе шла "от технологии", следуя правилу: "овладев чем-то, ты станешь полезным". При этом все профессии априорно признавались полезными, хотя и различными по уровню престижа и доходов, которые они могли обеспечить. В наше время подобный подход слишком рискован. Нельзя выбирать профессию просто потому, что она существует и нравится; ведь завтра эта профессия может перестать существовать, либо перейти в разряд малопривлекательных, низкодоходных. Определение направления приложения усилий должно предваряться эффективным предвидением, позволяющим оценить надёжность выбора.

Задача эффективного предвидения, решаемая средствами обычного человека, причём человека юного и малоопытного, лишь вступающего в жизнь, логично предстаёт невыполнимой в принципе. Тем не менее, что-то сделать можно, хотя и трудно.

Необходимость оценки будущей востребованности решения есть задача предпринимательская. Предприниматель, напомню, это тот, кто находит потребность других людей и организует её удовлетворение общественно приемлемым способом. Если рассматривать индивидуума в качестве предпринимателя в отношении самого себя как капитала, то легко увидеть, что наличие хороших предпринимательских навыков есть предпосылка для создания удачного бизнес-проекта, то есть плана личной социализации. Из чего следует, что обучению профессии должно предшествовать обучение предпринимательству.

Предпринимательство начинается с умения видеть и понимать потребности других людей. Это придаёт предпринимательству концептуально гуманистический характер. Для успеха в современном мире необходимо предварять формирование у молодых людей технологических навыков формированием у них навыков гуманистических.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

bantaputu: (Default)
bantaputu

July 2017

S M T W T F S
      1
234 5678
9 1011121314 15
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 12:48 am
Powered by Dreamwidth Studios